Проводя служебные расследования по «махинациям» со стороны сотрудников банка, становится жалко тех людей, которые были втянуты в эти схемы по незнанию.

Всем, кто пытается незаконно обогатиться, кажется, что их никто никогда не поймает, но это не так — у каждого преступления есть свои признаки. Как, работая в банке, понять, что сотрудники участвуют в незаконных операциях?

Вот основные моменты, на которые стоит обращать внимание:

1. Кредиты посторонних лиц часто оплачивают сотрудники кредитного подразделения.

Это может служить признаком того, что эти работники оформили кредит на человека, который об этом даже и не подозревает. То, что кредиты оформлены не законно, свидетельствует и большая доля просрочки по кредитам (свыше 60-ти дней).

2. Со счетов родственников регулярно снимает деньги сотрудник бухгалтерского подразделения.

Это может говорить о том, что при зачислении денежных средств на счета (обычно заработной платы по спискам) работник бухгалтерии (как правило, главный бухгалтер) добавляет в эти списки своего родственника и перекидывает ему все копейки со счетов клиентов в списке – при этом общая сумма зачисления не меняется. Для людей, которые получают свою з/п это не заметно – кто считает эти копейки?, а вот на счет «родственника» может набегать «кругленькая» сумма, особенно если список на зачисление был большой. Кстати, для этих же целей бухгалтерский работник может попросить, чтобы открыли счет на родственника без личной явки последнего.

3. Сотрудник операционного отдела снимает деньги без доверенности со вкладов/счетов посторонних лиц, объясняя это тем, что его знакомый попросил и т.д.

Никогда не оформляйте операцию без клиента, тем более, что с вас потом могут эту сумму потребовать – человек скажет, что в банке не был и денег не получал, а вы провели операцию или, как кассир, выдали деньги из кассы.

4. Кассовый работник под разными предлогами не проводит валютно-обменные операции по программе Банка в момент совершения обмена.

Все валютно-обменные операции проведены в конце операционного дня, что видно по Реестру операций с наличной иностранной валютой – это свидетельствует о том, что данный сотрудник всю комиссию от валютно-обменных операций забирает себе и в конце дня проводит остатки для того, чтобы «пошла» касса.

5. Взимание с клиентов комиссии, не предусмотренной тарифами банка, либо у клиентов юридических лиц различается комиссия за одинаковые операции.

Это может служить свидетельством того, что комиссию/разницу между комиссиями забирают себе те сотрудники, которые контролируют доходы от комиссионного вознаграждения.

6. Большие суммы денег регулярно находятся на «путевых счетах» — 20209…и т.д.

Может служить свидетельством того, что этих денег просто нет.

7. Постоянно большой остаток в кассе (перелимит), что видно по Книге хранилища ф. 0402118, но заведующий кассой/кассир необоснованно отказывается сдавать деньги в Кассовый центр/ Филиал кредитной организации.

Может свидетельствовать об отсутствии денег (ему просто нечего сдавать). Необходимо срочно проводить ревизию наличных денег со 100% полистным пересчетом всех остатков.

8. Банкомат не выдает деньги клиентам (расход отсутствует длительное время), хотя по программе мониторинга за остатками видно, что в банкомате еще есть наличные деньги.

Может быть несколько причин: закончилась чековая лента, техническая неисправность, но есть вероятность и того, что кассовый работник при загрузке кассет банкомата не доложил туда денег. Необходимо срочно выяснять причины простоя банкомата и проводить его перезагрузку.

9. Отсутствие у банка дистанционного обслуживания клиентов через интернет (Интернет-банк).

Это признак того, что в банке проводятся многие из вышеперечисленных операций, в результате клиент не увидит, что на него оформили кредит или по его счету была расходная операция.

Для соискателей повод задуматься – стоит ли работать в таком Банке?

Подводя итог, хочу обратить внимание всех на то, что инструкции банка, при кажущейся непонятности, написаны на чьих-то ошибках. Каждый из перечисленных случаев – это реальное событие, которое стало возможным из-за нарушения правил операционно-кассовой работы. Поэтому:

  • читайте внимательно инструкции и никогда не идите на нарушения, кто бы вас об этом не просил.
  • незамедлительно информируйте руководство банка обо всех фактах, свидетельствующих о том, что проводятся незаконные операции, которые могут нанести ущерб банку.
Поделиться