Работая руководителем подразделения мне часто приходится проводить собеседования с кандидатами на те или иные вакансии. Обратила внимание на часто повторяющиеся ошибки в поведении и ответах, казалось бы, перспективных, на первый взгляд, людей. Итак, пара советов для тех, кто идет на собеседование, чтобы получить работу своей мечты: что говорить, чего никогда не следует говорить и как себя вести.

Подготовка к собеседованию:

  • Обязательно проштудируйте интернет и просмотрите все, что есть о той компании, в которую вас пригласили на собеседование. Необходимо просмотреть историю создания, чем занимается, обязательно — отзывы, как сотрудников, так и клиентов. Из практики — хорошо, когда есть и положительные и отрицательные отзывы, если только положительные, отрицательные или вообще ничего нет – это должно насторожить, особенно если вас при этом еще будут просить внести деньги за обучение.
  • Еще раз просмотрите те требования к кандидатам, которые были заявлены в вакансии и сравните с тем, что вы написали в своем резюме – «освежите», так сказать, в памяти и сопоставьте с требованиями компании. Проговорите вслух. Вспомните номера название и содержание инструкций, положений, законов и т.д., если от вас необходимо знание нормативной документации. Бывали случаи, что соискатели уверяли, что знакомы с «нормативкой», но затруднялись произнести название или вспомнить номер.
  • Выбор одежды – это тоже важный момент, т.к. ваш внешний вид — это первое впечатление о вас, а встречают, как известно «по одежке». В одежде лучше придерживаться делового стиля, минимум косметики и украшений. Обувь – закрытая, голова – чистая, от вас должно хорошо пахнуть, и, не забудьте «освежить свое дыхание» перед разговором.

Собеседование:

  • Необходимо прийти вовремя. Если по какой-то причине вы задерживаетесь (либо передумали) – то надо перезвонить и сообщить об этом работодателю – это говорит о том, что вы цените чужое время.
  • На время прохождения собеседования отключите сотовый телефон, если забыли – то при входящем звонке сообщите звонящему вам, что вы не можете сейчас говорить. Извинитесь перед работодателем («прошу прощения») и отключите телефон.
  • Не начинайте с фразы – «я очень волнуюсь…» и т.д. Все и так понимают, что собеседование – это стресс для любого человека, но, работодатель заинтересован в том, чтобы найти грамотного и уверенного в себе специалиста, того, кто не будет оправдывать свои действия волнением. Ваш имидж при таком поведении пострадает, создается впечатление, что вы пытаетесь «надавить на жалость».

Что обычно спрашивают на собеседовании?

Вот список основных вопросов, к которым надо подготовиться:

  • Расскажите о себе. Расскажите о ваших достижениях – Хорошо, что вы составили грамотное резюме или собрали качественное портфолио, но работодателю этого не достаточно. Необходимо рассказать: какое учебное заведение окончили, кем работали, какие обязанности выполняли. Какими достижениями гордитесь, например, увеличение прибыли от продаж, привлечение крупных клиентов, заключение новых договоров, сокращение затрат при выполнении определенных работ и т.д. Но, не надо распространяться о своей личной жизни или семейных проблемах, либо говорить, о том, что в вашей жизни нет ничего примечательного, а так же, что вся информация о вас, в вашем резюме. Вас приглашают для самопрезентации, поэтому не надо стесняться рассказывать о себе и своих профессиональных достижениях.
  • Что вы знаете о нашей компании и как вы представляете свою работу? – это легко можно рассказать, если вы провели подготовку к собеседованию, описанную выше. Работодателю понравиться, что вы ориентируетесь в специфике предприятия, предполагаемых функциях и. т.д., но тут главное не переусердствовать.
  • Если меняете место работы, то обязательно надо быть готовым к вопросу – причина ухода из предыдущей компании? Никогда не выставляйте в негативном свете свое предыдущее место работы («там были ужасные условия труда», «там был плохой начальник/коллектив», «вы знаете, там было столько нарушений…» и т.д.), даже если это и так, то поверьте, что в каждой компании найдется свой плохой начальник и свои нарушения. Никто не захочет брать к себе на работу человека, который, при возможном увольнении, будет потом обо всем этом рассказывать. Да и конфликты с коллегами говорят о вас, как о человеке некоммуникабельном и не способном работать в команде. Такие ответы – это сразу будет отказ. Лучше – ушел по семейным обстоятельствам; в связи с планируемым переездом; работа устраивает, но не устраивает заработная плата; планируется сокращение; и т.п.
  • Расскажите о ваших сильных и слабых сторонах. Тут надо очень аккуратно. При описании сильных сторон избегайте общих фраз, например, стрессоустойчивость, коммуникабельность и т.д., лучше – быстрая обучаемость, навыки перекрестных продаж, ведения телефонных переговоров («холодных/теплых звонков»), привлечения клиентов по направлениям…, знание и умение работать с нормативными документами и т.п. При озвучивании своих слабых сторон тоже есть свои нюансы – если вы претендуете, например, на должность бухгалтера, то ваше неумение выступать на публике, либо вести переговоры с клиентами не повлияет на оценку вас, как специалиста. Либо, если вы претендуете на должность, связанную с привлечением клиентов, то не очень важно то, что вы не любите рутинной бумажной работы.
  • Чем занимаетесь в свободное время? Здесь рассказывайте обо всех своих увлечениях и хобби. Не говорите, что ни чем не увлекаетесь, в конце концов, дача, рыбалка и чтение книг – это тоже увлечение.
  • Вредные привычки? Сейчас многие компании — за здоровый образ жизни своих сотрудников, поэтому, если очень хочется устроиться на новую работу, то надо быть готовым к тому, что придется бросить курить.

У вас есть вопросы?

Во время прохождения собеседования здесь более правильно уточнить следующие моменты: свои обязанности, режим работы и место работы, требования, которые будут к вам предъявляться (особенно если выполнение этих требований будет влиять на вашу премию). Не стесняйтесь, и уточните, сколько вы будете получать «на руки» и какая система оплаты труда существует в компании.

Поделиться