В банковской системе существует целый ряд мероприятий, направленных на защиту от мошенничества, как со стороны сотрудников, так и со стороны клиентов Банка. Но, при всем совершенстве банковских программ, операции в кассе совершает человек, то есть присутствует человеческий фактор. Добраться до наличности, которая находится внутри кассового помещения, не очень просто, поэтому злоумышленники постоянно предпринимают попытки завладеть любой суммой денег путем обмана кассира, особенно это касается неопытных сотрудников.

Рассмотрим реальные случаи обмана кассиров:

  • мошенник просит обменять валюту. После получения денег, он отказывается от данной операции, мотивируя это тем, что его не правильно поняли — он хотел заплатить за коммунальные услуги/ оформить перевод/ хотел доллары США вместо Евро (или наоборот)/ вообще передумал проводить операцию обмена и т.п. Так же клиент-мошенник делает вид, что очень торопиться и начинает обвиняет кассира в невнимательности или разговором пытается запутать его, создать ситуацию, которая полностью отвлечет внимание сотрудника. Деньги при этом он всегда держит в поле зрения кассового работника. Кассир отменяет операцию и возвращает ранее принятые деньги клиенту, а клиент, соответственно – кассиру, но в момент передачи «подламывает» часть денег и оставляет у себя.
  • мошенник просит обменять валюту, но после получения денег, просит разменять купюры, которые ему уже были выданы, на более мелкие по достоинству. Деньги, ранее принятые от кассира, он держит в поле его зрения и в момент передачи денег назад, часть оставляет у себя.
  • мошенник просит разменять мелкие деньги на более крупные, отказываясь, по причине большой спешки, оформлять заявление на размен. По вышеприведенной схеме, после получения денег, он отказывается от размена и возвращает кассиру не все деньги.

Во всех этих случаях у кассира создается впечатление, что клиент возвращает всю выданную ранее сумму и по этой причине деньги кассовый работник повторно не пересчитывает, тем более, что клиент очень торопится.

Был случай, когда клиент втерся в доверие к сотруднику кассы, приносил большие суммы денег, обменивал валюту, имел несколько вкладов и т.д., потом под предлогом того, что очень торопится, стал оставлять деньги для валютно-обменных операций, а вечером приходил и забирал валюту. В какой-то момент кассир стал принимать у него деньги без полистного пересчета, просчитывая их по корешкам, но выдавая валюту сразу. Этого момента и ждал мошенник, в очередной раз, придя в Банк, он оставил кассиру большую сумму денег, забрал валюту, а вечером, когда кассир начал пересчитывать деньги, оказалось, что это были «куклы».

Как мы видим, признаки всегда одни и те же – создается такая ситуация, при которой кассир не пересчитает деньги, принятые от клиента.

Как этого избежать?

  • если после оформления операции и выдачи денег клиенту (особенно это касается операций обмена валюты и размена купюр), он под любым предлогом пытается отказаться и просит вернуть ему деньги, то не торопитесь и очень внимательно полистно пересчитывайте то, что вам вернул клиент.
  • если чувствуете, что при выдаче или пересчете денег клиент вас торопит или пытается отвлечь вас разговорами, то надо считать более внимательно, а еще лучше позвать кого-нибудь из сотрудников, чтобы тот присутствовал при пересчете – всегда помните, что платить потом вам.
  • при повторном приеме и выдаче денег их необходимо пересчитывать, даже если вам кажется, что это те же самые деньги и вы их уже считали.
  • запрещено производить размен денег после выдачи суммы клиенту, размен осуществляется только по заявлению клиента и, как правило, с взиманием комиссии за данную операцию.

Так же, надо понимать, что во всех перечисленных случаях было нарушение пунктов инструкции: не пересчитаны полистно деньги, принятые от клиента, совершен размен наличных денег, ранее выданных клиенту, совершен размен денег без оформления заявления на размен и ущерб, причиненный банку, кассовый работник будет возмещать за счет собственных средств.

Поделиться